gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание Акустические колонки Energy

Акустические колонки Energy

В течение нескольких десятков лет канадские акустические системы Energy занимают почетное место в когорте мировой "акустической знати", а их популярность на североамериканском континенте в настоящее время соперничает с популярностью самых непререкаемых для тамошней публики "акустических авторитетов". Вместе с тем в широких кругах заинтересованной российской аудиоинтеллигенции имя Energy оказалось на слуху сравнительно недавно.

 

Акустические системы Energy.

 

Темпы роста уважения к канадскому лейблу наших, скажем прямо, уже избалованных правом выбора аудиолюбителей обуславливают особенный интерес к заокеанской фирме. Усиление взаимной заинтересованности послужило поводом для короткого визита группы отечественных журналистов на API - канадскую компанию, одной из составляющих которой является Energy, чей вклад в общий объем производства корпорации, по итогам 2001 года, составлял 55%.

Комплект акустики Energy

Международное разделение труда - состоявшийся механизм развития мировой экономики. Широко внедряется этот механизм и в такую отрасль человеческой деятельности, как производство громкоговорителей. Скажем, разрабатывается система инженерами одной страны, корпус колонки создается краснодеревщиками другой, динамики - мастерами третьей, собирается все воедино в четвертой, а офис носящей громкое имя компании находится в экологически стерильной пятой...

Неоднозначно влияние на свойства акустического продукта такого, нередко межконтинентального распределения обязанностей. Но уже совсем немного осталось производителей акустики, всю свою акустику от начала до конца изготавливающих самостоятельно. К "последним из могикан" относится могучее канадское объединение Audio Product International, чьи производственные мощности расположены в предместьях Торонто - южного финансово-промышленного центра "страны кленовых листьев",  весьма  вальяжно  (не  Европа ведь - места много) раскинувшегося на берегах озера Онтарио.

Кстати о кленовых листьях - действительно, было бы немного странным для любых канадских производителей заказывать "деревяшки" за границей... Пейзажи в окрестности Торонто живо напоминают среднерусские перспективы и так же, как на Руси, неотвратимо навевают мысли о бескрайних державных просторах, коими коренной канадец очень гордится. С приличествующим географическим метрикам страны размахом и обстоятельностью налажено дело основанной в 1973 году API.

Фирма входит в первую десятку крупнейших в мире производителей акустических систем. Ее производственный комплекс (включая исследовательские лаборатории и складские помещения) занимает территорию 15400 кв. м, где трудятся около 300 человек. Продукция API поставляется почти в 60 стран мира. Учитывая высокую роль компании в национальной экономике, канадское правительство оказывает ей всестороннюю поддержку, что, в свою очередь, значительно повышает статус API.

Стратегическое значение для развития компании имели изыскания, проведенные совместно с канадским национальным исследовательским советом (Canadian National Research Council). В ходе массированных психоакустических экспериментов предполагалось выявить базовые закономерности, определяющие предпочтительное отношение слушателей к звучанию той или иной акустики. В тестовых процедурах участвовали 2000 испытуемых из разных возрастных и социальных групп, было отслушано 330 акустических систем самых разных конструкций.

Напольная акустика EnergyБеспрецедентные по масштабу исследования дали довольно неожиданные результаты. Оказалось, что вопреки распространенному мнению о многообразии человеческих вкусов выбор подавляющего большинства (более 9790 участников тестирования) ограничился небольшой группой весьма сходно звучащих систем с довольно близкими объективными характеристиками. Под непосредственным воздействием столь эффектных и мало кем оспариваемых результатов начал формироваться нынешний облик API.

В подготовке и проведении экспериментов, анализе полученных данных активнейшее участие принимал Йен Пайсли (Ian Paisly) - знаменитый теоретик и "архитектор" громкоговорящей техники, автор множества работ и получивших широкое распространение методик тестирования акустики. Ныне он занимает должность вице-президента API, возглавляя инженерно-научное отделение компании. Яркое впечатление оставила короткая встреча с мэтром. Формулируя основы идеологии фирмы, он, по сути, излагал собственные взгляды, выработанные за долгие годы полного "погружения" в проблемы звуковоспроизведения.

Изящество и завершенность системы представлений главного инженера быстро снижает журналистский полемический запал и делает вас его союзником практически по всем вопросам. Энергично мыслящий, виртуозно владеющий предметом Пайсли явно из тех, кто способен управлять "течением мысли" людских коллективов, в том числе и крупных исследовательских. Разумеется, из результатов экспериментов не следует, казалось бы, напрашивающаяся целесообразность создания некоей серии, так сказать, оптимальных систем, различающихся лишь в силу необходимости заполнить продуктом различные ценовые ниши рынка акустических систем.

Выработанные базовые принципы оставляют широкий простор для осуществления все же достаточно богатого звукового многообразия, учитывающего и различие решаемых акустическими системами задач, и специфику национальных рынков, и вкусовые вариации, имеющие, конечно, право на существование. В связи с такой возможностью "природный" максимализм API проявил себя в особенностях собственной организационной структуры: API - корпорация, объединяющая под "материнским крылом" четыре самостоятельных полноценных брэнда - Athena, Mirage, Energy и Sound Dynamic.

Впрочем, оговоримся, Sound Dynamic на данный момент следует рассматривать как брэнд "замороженный", роль которого (возможно, временно) приняла на себя молодая Athena... Весьма примечателен тот факт, что, будучи произведенными на одном предприятии, модельные ряды всех четырех марок имеют свои ярко выраженные черты, причем далеко не только внешние... Ясно, что позволить себе такую структуру может не всякая компания, но достоинства, так сказать, многополярной организации крупного производства, в значительной мере сориентированного на экспорт, очевидны, уж во всяком случае - когда речь идет о производстве акустических систем. Такого рода организация существенно повышает экономическую устойчивость промышленного предприятия, позволяет максимально гибко реагировать на непредсказуемые "капризы" рынка, не совершая при этом необратимых поступков (реорганизаций).

Говоря о самостоятельности каждого отделения корпорации, нужно иметь в виду, что таковая все же строго ограничена системой постулатов, выработанных на основе вышеупомянутых фундаментальных исследований. В этой связи API нельзя представить как простую сумму, составленную из четырех слагаемых. Каждый из перечисленных брэндов есть особая ипостась целого, оригинальный способ его (целого) самовыражения и развития.

Полочная акустика Energy сзади

Именно в этом свете следует рассматривать рекламную сентенцию Energy, выводящую на первый план философского основания компании идею преемственности - "Мы никогда не забываем уроков прошлого, что позволяет нам создавать акустические системы с великим будущим". Незыблемым полагается "равносторонний треугольник" требований, предъявляемых к собственному продукту.

1. В вершине треугольника - почти очевидный постулат: частотная характеристика громкоговорителя, измеренная на его акустической оси, должна быть максимально ровной, а частотный диапазон максимально широким. Вместе с тем интеллектуальные лидеры фирмы, похоже, пока не поддерживают идею решительного расширения частотного диапазона в ультразвуковую область (речь о супертвитерах), ссылаясь прежде всего на отсутствие полезной ультразвуковой информации в музыкальных записях даже супераудиоформатов (из-за ограниченных возможностей записывающих микрофонов), на спорность человеческих способностей к восприятию сверхвысокочастотной звуковой энергии.

2. Менее очевидное, но совершенно определенно вытекающее из результатов глобального тестирования требование: колонки должны обеспечивать высокую пространственную однородность поля. Это требование особенно заслуживает квалификации фирменного. В модельном ряду акустики Energy наиболее полно его выполняют биполярные Audissey.

3. При разработке акустики следует принять все меры для минимизации нелинейных искажений и всякого рода резонансных процессов. Заметим в этой связи, что нередко, расширяя частотный диапазон в сторону низких частот, иные создатели акустики (необязательно дешевой) вполне терпимо относятся к производимым НЧ-головкой, фазоинверторным портом нелинейным искажениям, уровень которых может достигать 30%, что на Energy считают совершенно неприемлемым.

На первый взгляд, данная система требований может показаться самоочевидной, естественной для всех "нормальных" производителей акустики, и для формулирования которой совсем не нужно проводить специальных научных изысканий, однако это не так. Далеко не все (в том числе и вполне "нормальные" производители) на практике согласны с незыблемостью такого подхода, полагая достичь лучшего результата иными средствами.

Полочная акустика EnergyПравильность выбранного пути блестяще продемонстрировали первые же выпускники с маркой Energy. Акустика из серии Рго22. появившаяся на свет в 1982 году, была практически сразу отобрана в качестве эталонной национальным исследовательским советом Канады. Кроме удачного старта ключевыми вехами истории Energy на этапе, завершавшем XX век, следует признать появление в 1991 году первой в Северной Америке акустики центрального канала - ECC-1, рождение в 1993 одновременно с первой версией серии Energy Connoisseur бескомпромиссного флагмана Veritas - V2.8, выпуск в 1997 театрального комплекта Take 5. Достойно завершая второе тысячелетие, Energy подарила миру полную серию "высокой" акустики - Veritas.

Акустические колонки Energy, безусловно, имеют свое легко узнаваемое и весьма симпатичное лицо. Наш уже достаточно богатый опыт знакомства с самой разной акустикой фирмы убеждает, что заявленный концептуальный подход - не рекламный ход. Изучая любую модель, всегда ощущаешь как бы повышенную в нем концентрацию адреналина смелых, оригинальных технологических решений - идет ли речь о конструкции акустического оформления или о магнитной системе головок, диффузорах, подвесах, разделительных фильтрах; продукт словно насыщен творческой энергией его создателей.

В выразительном дизайне систем даже из нижнего ценового слоя обязательно присутствует элемент эксклюзивности. Восхищает редкая способность компании твердо двигаться своим путем без постоянной оглядки на модные, быстро подхватываемые, но не всегда имеющие реальные перспективы тенденции. Завоевав право на свое слово, фирма не собирается тратить время на пустые разговоры.

Современный модельный ряд акустики Energy охватывает большую часть ценового спектра нынешнего рынка звуковых колонок. Его основу составляют три серии: топовая Veritas, линейка дипольных (недешевых) Audissey и более доступная e:XL Состоящая из шести систем Veritas (два напольника - V2.4 и V2.3, две полочные системы - V2.2 и V2.1, центр -V2.0C и тыловая акустика - V2.0R) - авангард технологических достижений компании. Особняком стоит флагман V2.8 - ручная работа, эксклюзив, производимый в очень ограниченных количествах.

Одной из главных достопримечательностей серии является 168-мм низкочастотная головка - Dual-Hyperdrive Woofer. Его коническая мембрана изготовлена из специально созданного полимера, в коем удалось достичь оптимального сочетания плотности, жесткости и вязкости (фактор демпфирования). Особое "гранение" поверхности эффективно разрушает паразитные возмущения. Диффузор приводится в движение двойной звуковой катушкой, что способствует снижению у шин нелинейных искажений, повышению терпимости системы к перегрузкам...

Не менее яркий аспект конструкции "веритасов" - СЧ/ВЧ-модуль (Convergent Source Modul), объединяющий купольные СЧ- и ВЧ-головки (диаметр мембран - 25 и 51 мм соответственно). Конструкция блока позволяет добиться весьма высокой пространственной однородности звукового поля при стабильной осевой АЧХ. Разумеется, предприняты все меры для снижения вредных движений корпуса. Audissey - четыре биполярных напольника, особенностью которых является применение асимметричной биполярной конфигурации ABR (уровень излучения расположенных на тыльной панели динамиков несколько ниже, чем фронтальных).

У главы семейства - APS 5+2 - 150-ваттная активная низкочастотная секция. e:XL - наиболее обширная серия акустики Energy, предназначена и для решения самых серьезных театральных задач, и для удовлетворения самых высоких потребностей закоренелых аудиолюбителей. Хорошо известны нашему читателю удачные во всех отношениях театральные наборы Encore и Такс 5.2. В ближайшее время будет введена в строй новая версия известной почитателям канадской компании серии Connoisseur.