gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание Акустика NHT 2.5i

Акустика NHT 2.5i

Слушать музыку на изысканной аппаратуре полезно всем: и большим, и маленьким, и любителям классных песенок в исполнении симпатичных девушек, и почитателям самого тяжелого с металлическим отливом рока, и уж, конечно, приверженцам джаза, и... Короче, всем. Полезно, как стакан сока с утра и то же количество кефира на ночь. Но есть категория слушателей, которых такое отношение к аудиотехнике класса High End просто покоробило бы...

 

Акустическая система NHT 2.5i.

 

Вы не пробовали, вернувшись с концерта симфонической музыки, сразу же прослушать на домашней аппаратуре запись только что прослушанного произведения? Никогда не делайте этого, если вам дороги ваши нервы и ваша акустическая система.  Скептическое отношение к классической музыке, скажем так, некоторого количества публики связано скорее всего с тем, что для многих знакомство с ней происходит по радио- или телепередачам, а это все равно, что получить представление о женской красоте, познакомившись с устройством человеческого скелета. Бесчисленное множество нюансов, создающих музыкальный образ, отфильтровывается на сложном и извилистом пути от записи до воспроизведения. Вот и получается, что вместе с водой выплескивается ребенок.

Акустика NHT 2.5i

Когда возникает спор о сущности идеи High End рано или поздно начинает фигурировать слово искусство. И спорщики довольно легко соглашаются с тем, что благородная, желанная равно как и недостижимая, цель эволюции аудиоаппаратуры высшего класса - максимально приблизить к слушателю, донести, не расплескав, чудо подлинного искусства. Заметьте, не расплескав, поскольку трудно представить музыканта, который согласился бы на вольную интерпретацию его работы аппаратурой.

Классическая музыка здесь занимает особое положение, ведь классическим называют произведение тогда и только тогда, когда становится непреложным факт его принадлежности к искусству. Но если мы признаем недостижимость поставленной задачи, это означает неизбежное примирение с обманом, с определенной коррекцией музыкального прообраза. Вот тут-то самое время снова заговорить об искусстве, но уже об искусстве разработчиков аппаратуры...

Причем совершенно не следует противопоставлять искусство науке, так как хорошо известно, что между ними существует глубокая и даже таинственная связь. Пример тому - непостижимая магия чисел. Помните? "Тройка, семерка, туз..." Как вы думаете, какое влияние оказала опера "Пиковая дама" на творчество идеолога американской компании NHT Кена Кантора? Или по-другому: что побудило профессионального психоакустика принять решение развернуть лицевую панель громкоговорителя под углом ровно 21°? Конечно, такой геометрии есть рациональное объяснение, и мы к нему вернемся чуть позже, но сам внешний вид акустической системы NHT 2.5i, с которой нам довелось познакомиться, порождает ассоциации и выстраивает сложные цепочки аналогий.

Гармонично строгие, с черным рояльным блеском, глубокие, со скошенной передней гранью, они неумолимо наводят на мысль о театре. Чем-то они похожи на темные кулисы, а еще - на декорации, использующие обратную перспективу для создания ощущения глубины на сцене... Трехполосная акустика NHT 2.5i занимает в некотором роде срединное положение в серии громкоговорителей, в которых реализована концепция геометрии сфокусированного изображения. Характерной их чертой является скошенная под углом 21° лицевая панель.

Целесообразность специальной конструкции корпуса объясняется следующими соображениями. Во-первых, благодаря особенностям характеристики направленности громкоговорителей в реальных помещениях уменьшается роль отраженной от стен звуковой энергии, что способствует созданию более точного звукового изображения. Во-вторых, стереоизображение стабилизируется для различных положений слушателя. В-третьих, нарушение симметрии внутреннего объема препятствует возникновению стоячих волн в корпусе колонки.

Акустическая система NHT 2.5i сзади

Магическое же число 21 возникло как результат точного расчета, учитывающего особенности бинаурального восприятия (слушания двумя ушами): именно при таком угле наклона лицевой панели минимизируется звук, достигающий противоположного относительно ближайшего к данному громкоговорителю уха. Собственно, все. Так что роковая графиня вроде бы и ни причем, а все объясняется творческим и кропотливым трудом талантливых и неравнодушных к музыке людей. Еще одной отличительной чертой системы, не связанной непосредственно с конструкцией лицевой панели, но преследующей близкие цели, является размещение низкочастотной головки на внутренней боковой грани колонки. Разработчики считают, что такая развязка с высокочастотным и среднечастотным динамиками способствует повышению прозрачности звукового изображения.

От себя добавим, размещение низкочастотной головки на широкой боковой стенке позволяет со-хранить небольшую ширину лицевой панели. Заслуживает упоминания тот факт, что разработчики, считая непреложным для себя требование достижения максимальной стабильности частотной характеристики, должным образом о ней позаботились. Сопоставление результатов измерений и накопленных в ходе прослушивания впечатлений убедило нас в эффективности принятых NHT неординарных мер.

Да, частотная характеристика обладает высокой стабильностью, действительно колонки создают весьма однородное поле, в самом деле система отличается хорошими частотно-временными свойствами. Но мы видели и слышали такие системы, то есть системы с таки-ми характеристиками. И при всем бесчисленном многообразии нюансов звучания среди них не запомнилось акустики, обеспечивающей ту меру прозрачности образа, которой удается достичь акустической системе NHT 2.5i. Иными словами в данном случае мы столкнулись с ситуацией инструментально не проконтролированного эффекта (проведение соответствующих измерений потребовало бы дополнительных ресурсов времени).

Чистота создаваемого изображения, какая-то особая, чуть ли не изысканная аккуратность в передаче деталей позволяют говорить о незаурядности обсуждаемой системы. Результат поучительный во многих отношениях. Главное, он заставляет задуматься об относительной роли различных факторов, влияющих на одно из самых ценимых качеств звучания - на его прозрачность. Акустика NHT 2.5i великолепным образом продемонстрировала весьма важную роль диффузной компоненты поля (звук, попадающий к слушателю после переотражений от различных поверхностей, прежде всего отраженный от стен помещения).

Ведь одна из целей, которых разработчики предполагали достичь благодаря своеобразной конструкции корпуса, сводится именно к уменьшению этой самой диффузной компоненты. Разумеется, результат не был бы столь убедительным, если бы система не обладала вышеперечисленными традиционными атрибутами качества. Но есть у звукового образа, воссоздаваемого системой, еще одно свойство, обусловленное, очевидно, теми же особенностями конструкции.

Динамики акустики NHT 2.5iПри всей выразительности и захватывающей полноте изображения создается кажущееся немного странным ощущение как бы театральной отстраненности. Это ощущение породило ассоциацию с чувствами героини повести Пристли "Зеленая комната", которая, наблюдая разворачивающуюся драму из прошлого, находясь рядом, не имеет возможности вмешаться в ход событий. Иначе говоря, платой за чистоту образа оказывается своеобразие эффекта присутствия. Но уместно ли здесь говорить о плате?

Откровенно говоря, признавая значимость полноты иллюзии присутствия, прислушиваясь к ясному голосу акустических колонок NHT 2.5i, в связи этой самой отстраненностью мы никакой досады не испытали. Более того (продолжая цепочку театральных ассоциаций), чтобы прокомментировать разворачивающееся звуковое представление, хочется, перефразируя Станиславского, объявить: "Верю!"

Полная загадочности и драматизма "Фантастическая симфония" Берлиоза отлично раскрыла наиболее ценные качества системы, среди которых не последнюю роль играют басы. Чрезвычайно сложен для передачи известный вальс из второй части симфонии: на создаваемом контрабасами немного мрачном, полном смутной тревоги фоне, развивает свою тему скрипичная группа оркестра...

Чтобы правильно воссоздать подлинный колорит этого фрагмента, не достаточно просто воспроизвести наиболее глубокие ноты (хотя и это было бы уже значительным достижением), необходимо сделать это максимально точно. Даже незначительные огрехи могут оказать разрушительное действие на красоту музыкального образа. С очень непростой задачей система справилась на отлично. То, что по поводу частотного баланса мы высказались лишь между прочим, означает отсутствие сколько-нибудь значимых проблем в этой связи. Понятно, что без хороших динамических возможностей многие из вышеперечисленных характеристик звучания потребовали бы заметной коррекции.

Позволим себе небольшое замечание относительно нелинейных искажений. Некоторые особенности микродинамики акустической системы NHT 2.5i довольно отчетливо проявились при воспроизведении "Болеро" Равеля. В тихом, как будто вкрадчивом, его начале система в отличном стиле передала графику знаменитого ритма, но низкочастотное пиццикато звучало немного тускло, что, казалось, совершенно не свойственно уже полюбившейся к тому моменту исполнительской манере акустической системе NHT 2.5i.

При композиционно обусловленном нарастании уровня громкости дело пошло сначала лучше, а затем - совсем хорошо; появилось ощущение, будто с изображения влажной тряпкой смахнули пыль. Причина - отмеченный в техническом комментарии рост нелинейных искажений при понижении уровня входного воздействия на самых низких частотах. Пользуясь принятой в известных кругах терминологией, можно сказать, что низкочастотник не "раскачивается" при слишком малых уровнях подаваемого сигнала.

Чтобы правильно расставить акценты, отметим весьма низкий уровень нелинейных искажений при средних и высоких амплитудах сигнала, в том числе и на басах. Завершая повествование, необходимо сказать, что в лице акустики NHT 2.5i мы имеем довольно яркий пример удачного сочетания воплощения плодотворной идеи и применения современных высоких аудиотехнологий. Совершенно определенно качество звучания системы заслуживает весьма высокой оценки, вполне отвечает аудиофильным требованиям и эквивалентно установленной цене.

Нарочно под занавес (чтобы не нарушать идейной целостности заметки) мы придержали несколько слов о еще одном театральном аспекте, связанном с акустикой NHT 2.5i - о применении ее в качестве фронтальной пары в домашнем театре. Учитывая особенности пространственной организации звукового поля громкоговорителей (уникальное сочетание высокой однородности поля и малости диффузной составляющей), выступая и в этом качестве, система позволит достичь незаурядных результатов.